Янтарный комбинат

Самым древним, но не утратившем своего значения методом добычи янтаря является сбор его на морском побережье. Долгое время этот способ оставался единственным. Позднее, когда люди заметили, что янтарь вместе c пучками водорослей поднимается к поверхности воды; появился еще один способ добычи - куски вылавливали сачками. Еще позднее за солнечным камнем стали выходить на лодках в море.

С середины XVII века неоднократно предпринимались попытки добывать янтарь, из береговых обрывов, а в XVIII веке к добычи балтийского самоцвета привлекали даже водолазов, правда, в ту пору такой способ себя не оправдал. В 1781 году около нынешнего поселка Синявино Калининградской области была заложена первая шахта, однако не прошло и семи лет, как из-за нерентабельности все работы на ней были прекращены.

В начале XIX века в районе нынешних городов Светлогорска, Пионерского, поселков Отрадное и Заостровье пробовали также добывать янтарь в береговых склонах. Пласты пустой породы снимали до янтареносного слоя "голубой земли". Такой способ добычи янтаря просуществовал до 1876 г. Его сменили более современные, в которых использовались более совершенные технические приемы.

В море вдоль берега от мыса Таран до Янтарного с 1869 по 1891 год добычу крупных кусков янтаря вели водолозы, а в Куршском заливе в период с 1861 по 1890 год работали паровые землечерпалки, обеспечивавшие добычу 75 тонн янтаря в год.  На суше были заложены две крупные шахты (в 1873 г. и в 1883 г.), в которых янтарь добывали на протяжении 50 лет, а в 1912 г. в удалении от моря был заложен карьер, просуществовавший до 1972 года.

В экспозиции музея представлены многие серийные изделия комбината за период с 50-х годов до настоящего времени.

Становление традиций обработки янтаря на комбинате проходило трудно. Не было художников - специалистов по янтарю, не было знания всех тонкостей этого своеобразного самоцвета, не было понимания его огромных декоративных возможностей, не было навыка в работе с янтарем. Вот почему камнерезы и художники, пытаясь воспроизвести в янтаре цветы, ягоды, не только повторяли их природные формы, но и стремились передать их натуральный цвет.

Очень мешало художникам стремление придать янтарю правильные геометрические формы. Яркий тому пример - круглые, кубические, овальные бусины, квадратные броши.

На комбинате сумели найти ряд интересных решений, которые позволяют, сочетая янтарь в его природном виде с различными декорирующими материалами, добиться уникального звучания камня даже в сирийных изделиях. Здесь создано свое направление обработки янтаря, со своими традициями, своим, никому не подражающим творческим почерком.

Ядром, основой этого направления советской школы янтарно-ювелирного искусства в период его зарождения стали А.Меос, Э.Лис, В.Митянин, А.Попов, А.Квашнин, Р.Бениславский, А.Ярошенко, В.Шорохов. В то время Альфред Эдуардович Меос сумел пробудить у своих коллег интерес к богатейшим возможностям янтаря; помог увидеть и теплое сияние золотистого самоцвета, и своеобразие неповторимых рисунков этого живого камня.

В 60-е годы в изделиях комбината стали заметны большие перемены, связанные с новым подходом художников к янтарю. Множество оригинальных решений, сочетание самоцвета с деревом, костью, серебром, золотом, даже орехом и персиковой косточкой отличают серийные изделия и авторские работыхудожников комбината в этот период.

Появилось новое и в технологии обработки камня. Известно, что далеко не весь (даже сортовой, поделочный) янтарь одинаково красив. Для улучшения декоративных качеств невыразительных по цвету кусков на комбинате был разработан способ каления. В витрине экспозиции представлены изделия с каленым янтарем. Вы сразу узнаете его по густо-медовому цвету и сверкающим из глубины зонтичным искоркам. Такой искрящийся самоцвет, благородно сочетающийся с цветом оправы, и стал основой изделия из золота. Сегодня на Калининградском янтарном комбинате существует целый цех золотых изделий, выпускающий серийную продукцию широкого ассортимента.

Поиски художников шли по нескольким направлениям, но задача оставалась одна - найти такие пути обработки прекрасного дара природы, чтобы своеобразие его не пропадало, чтобы скрытая красота каждого кусочка выявлялась наиболее естественно.

Был предложен очень высокопроизводительный и экономичный способ - обкатка мелких кусочков янтаря в специальных барабанах. С камешков снимается лишь корочка, природная форма несколько скругляется, но остается   ненавязчивой, "диковатой", лишенной унылой геометричности. Ожерелья и бусы из таких янтариков сразу полюбились самым взыскательным поклонникам солнечного самоцвета. Кстати, именно янтарные бусы различных моделей составляют основу экспорта предприятия.

Однако успехи, достигнутые комбинатом, не успокаивают художников и ювелиров. Идет постоянный поиск свежих решений и композиций, внедряются в серийное производство новые модели янтарных изделий. Среди них - разнообразные мундштуки. трубки, статуэтки, сувениры.

Обогащает эти поиски собственная творческая лаборатория каждого из художников, которые стремятся выразить свою индивидуальность, свой стиль, свою образную систему в подходе к янтарю через рукотворные изделия. С ними знакомит экспозиция следующего зала музея.

Музей Янтаря

Адрес: 236006, Калининград, Маршала Васильевского пл. 1
Телефон: (0112) 460613 

 

Создание сайта - СайтСейчас